Анна Мамонова: «Капремонт создал комфортные условия более чем для 24 миллионов человек».

Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР) в этом году исполнилось 5 лет.

По словам исполнительного директора АРОКР Анны Мамоновой, сегодня, когда система уже «встала на ноги», организация по-прежнему нацелена на оптимизацию существующих процессов, продолжает работу по тиражированию лучших практик, но при этом держит курс на более глобальные задачи. Об этих задачах и приоритетных направлениях развития системы капремонта она рассказала в интервью отраслевому журналу «Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура».

Анна МАМОНОВА,
исполнительный директор
Ассоциации региональных операторов
капитального ремонта
многоквартирных домов (АРОКР)

Анна Ивановна, оцените путь, который ассоциация и в целом система капремонта прошла за пять лет. Какие самые важные задачи в сфере капремонта удалось решить? Каковы приоритетные задачи на перспективу?

За прошедший период совместными усилиями мы проделали колоссальную работу для того, чтобы система капитального ремонта работала максимально эффективно. Нам это удалось. Сегодня капремонт создал комфортные условия более чем для 24 млн человек, и эти темпы увеличиваются с каждым годом. Именно такая цель и преследовалась на этапе создания ассоциации — объединить знания и опыт для достижения наилучших результатов.

Напомню, что система капитального ремонта — это новая система. Региональные операторы создавались с нуля, без какой-либо опоры на опыт предшественников они приступили к выполнению возложенных на них функций. Конечно, в таких условиях создание площадки, на которой они могут обмениваться опытом и практикой, озвучивать проблемы, мешающие успешной реализации региональных программ капитального ремонта, и участвовать в выработке возможных решений этих проблем стало настоящим подспорьем.

Сегодня, когда система уже «встала на ноги», мы по-прежнему нацелены на оптимизацию существующих процессов, продолжаем работу по тиражированию лучших практик, но держим курс на более глобальные задачи. Настало время стандартизации процессов, внедрения современных «умных» технологий, повышения компетентности кадров и качества проведенного капитального ремонта, автоматизации процессов с заделом на цифровизацию, проработки и внедрения механизмов привлечения дополнительного финансирования в капремонте для повышения финансовой устойчивости. И это лишь малая часть того, что нам предстоит.

Вы упомянули о цифровизации системы капремонта. Прошлый год наряду с негативными явлениями вследствие пандемии коронавируса способствовал развитию онлайн-сервисов. Какие интересные кейсы в интернет-пространстве в сфере капремонта вы можете привести?

Режим самоизоляции способствовал увеличению количества пользователей в интернет-пространстве. Сегодня возрастная категория существенно расширена, а это значит, что наши региональные операторы могут доносить полезный и интересный контент для широкого круга людей, сделать удобными и понятными свои сервисы. Именно это и произошло. Например, Свердловская область запустила прямые эфиры по актуальным вопросам, которые продолжаются по сей день. Липецкая область опробовала личный прием граждан в онлайн-формате, а Республика Бурятия внедрила оплату взносов без комиссии через личный кабинет на сайте регионального оператора. Это лишь малая часть лучших практик.

Отдельно хочу отметить опыт передового региона по части цифровизации — Московской области. В Фонде капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Московской области создан Центр управления проектами. Это дистанционная система видеонаблюдения, которая позволяет контролировать ход проведения капитального ремонта, автоматизировать все процессы фонда и других участников капремонта. Тиражирование такого проекта в масштабах страны позволит ускорить все процедуры по капитальному ремонту.

Недавно внесены изменения в правила предоставления поддержки для замены лифтового оборудования, согласно которым были расширены направления господдержки и список ее получателей. Расскажите о том, кто может рассчитывать на получение финансовой поддержки для замены лифтов, выработавших свой срок эксплуатации? Поступают ли уже заявки на участие в данной программе?

Оператором данной программы является ГК — Фонд содействия реформированию ЖКХ. Госкорпорации выделены средства для предоставления финансовой поддержки регионам в части замены лифтового оборудования. На эти цели было выделено 750 млн рублей и еще 600 млн рублей предусмотрено в Фонде содействия реформированию ЖКХ. Воспользоваться данной программой может любой субъект. В конце января проведен вебинар, разъясняющий порядок подготовки заявок. Заявки уже начинают поступать, ожидается, что уже весной по ним начнутся первые работы по замене лифтов.

Ряд экспертов говорит о том, что благодаря предоставлению финансовой поддержки субъектам на оплату процентов по кредитованию замены лифтов за три-четыре года в стране поменяют все устаревшие лифты. Насколько реальными вы считаете озвученные цифры, учитывая, что в настоящее время более 130 тысяч лифтов нуждаются в замене?

Замена лифтового оборудования — самый дорогой конструктив капитального ремонта. И обновить весь объем устаревшего оборудования за такой короткий период не представляется возможным. Это требует колоссальных затрат. Финансовая поддержка — это первые шаги по господдержке такого ответственного направления, и важно понимать: это пилотный проект. Данная сумма позволит отработать механизмы кредитования и отремонтировать на тысячу лифтов больше. Дальнейшие решения по поддержке лифтовой отрасли будут приниматься по результатам этого пилотного проекта.

В конце декабря Минюстом России зарегистрирован актуализированный профессиональный стандарт «Специалист по организации капитального ремонта многоквартирного дома». Расскажите, почему ассоциация инициировала принятие этого документа?

Обучение, подготовка и оценка квалификации кадрового состава региональных операторов являются одними из важнейших направлений в развитии сферы капитального ремонта. Работа по актуализации профстандарта началась еще в 2019 году. Требования к компетенциям сотрудников должны отвечать реалиям жизни, быть актуальными, поэтому ассоциация, проанализировав сложившуюся практику, инициировала внесение изменений.

Корректировки затронули отдельные требования к уровню образования, опыту работы в отношении существующих квалификаций. Также была отмечена необходимость введения новых трудовых функций, которые на текущий момент реализуются региональными операторами, но при этом ранее не нашли своего отражения в профессиональном стандарте. Это такие трудовые функции, как отбор подрядных организаций в целях проведения капитального ремонта в многоквартирных домах и организация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах при планировании капремонта. Процесс актуализации проходит не быстро — это заняло около полутора лет. Но документ принят, и это главное.

В 2020 году АРОКР разработала проект модельной технической политики, содержащий виды работ, с описанием материалов, их эксплуатационных характеристик, которые можно применять при капитальном ремонте. Какова роль проекта?

В прошлом году был утвержден новый состав Технического комитета N°393 «Услуги (работы, процессы) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и формирования комфортной городской среды», в структуру которого входит подкомитет по организации и управлению капитальным ремонтом. Подкомитет работает на базе ассоциации. Именно в рамках данного направления мы создали проект модельной технической политики.

Этот документ является базовой моделью, на основе которой регионы смогут разработать свою техническую политику с учетом особенностей субъекта. Техническая политика будет содержать готовые технические решения для разных типов многоквартирных домов, а также видов ремонта, что позволит сократить сроки, упростить процедуру согласования проекта капитального ремонта, облегчит работу заказчикам и подрядчикам. Подходы для подрядных организаций будут унифицированы, а процессы проведения капремонта и строительного контроля стандартизированы.

Внедрение технической политики, безусловно, положительно скажется на качестве проведения капитального ремонта в целом.

Топ говорящих цифр

  • Более 24 млн человек улучшили жилищные условия благодаря капремонту МКД.
  • В 48,3 тыс. МКД завершены работы по капремонту в 2020 году*.
  • На 181,7 млрд рублей выполнено работ в рамках программы капремонта в прошлом году*.
  • 96,2% составил в 2020 году уровень собираемости взносов.
  • 130 тыс. лифтов в России нуждаются в замене.
  • 1,35 млрд рублей — сумма финансовой поддержки регионам для замены лифтов и проведения энергоэффективных мероприятий.

* Предварительные данные.

www.vestnikstroy.ru